«А какие у вас слабые стороны?»: что отвечать на собеседовании
Как рассказать о своих недостатках и ошибках, чтобы рекрутер поставил жирный плюс возле вашей кандидатуры, — разбираем на примерах с комментариями эйчаров и владельцев бизнеса. Спойлер: есть идеальная тактика, называется STAR — ее можно адаптировать под любую должность и профессиональную сферу.
С какой целью спрашивают
Вопросы про слабые стороны, ошибки и негативный опыт кандидату задают, чтобы проверить его сразу по нескольким пунктам.
С какой целью спрашивают
Вопросы про слабые стороны, ошибки и негативный опыт кандидату задают, чтобы проверить его сразу по нескольким пунктам.
Способность к самоанализу — знает ли свои недостатки, как к ним относится
уровень эмоциональной зрелости — умеет ли принимать ответственность за неудачи
подход к решению проблемы — как справляется со слабостями, работает ли над ошибками
честность — юлит и отшучивается или отвечает по существу
"Цель собеседующего — понять, как соискатель воспринимает собственное несовершенство, как реагирует на внешние проблемы и препятствия. Это проверка на адекватность, гибкость, способность извлекать уроки из ошибок, — поясняет психолог Алексей Сапкин."
Как НЕ надо отвечать. Четыре худшие тактики с примерами
Сухая констатация факта. Однозначно не стоит просто называть недостаток: я всегда опаздываю, опаздывала и буду опаздывать, ничего не могу с собой поделать.
Рекрутеру не столь важно, какие именно у вас слабые стороны, интересует, как работаете над собой, — уверена Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry.
«Перевертыш». Иногда кандидаты хитрят и пытаются рассказать о своих достоинствах, но подают их как недостатки.
«Я не могу не думать о работе», «Не могу уйти домой, пока не закончу дела», «Для меня выполненное задание — это результат на пять с плюсом». Не надо подменять понятия и фальшивить, — советует Константин Митин, генеральный директор «Ларга Премиум Консалтинг».
Попытки разжалобить. Бывает, кандидат начинает плакаться в жилетку интервьюеру,
«Моя прошлая ошибка стоила мне работы, репутации, семьи» — этот ответ соискателя производит неприятное впечатление, — продолжает Константин Митин.
Отрицание недостатков.
Скверно, когда соискатель нахваливает себя, но не желает видеть слабых сторон. Во-первых, вряд ли такой человек способен к командной работе. Во-вторых, это про эмоциональную незрелость и/или сильно завышенную самооценку.
Осторожнее с откровениями.
Не забывайте, что собеседование — деловой разговор. Здесь не флиртуют, не устраивают клоунаду и не задают вопросы «от фонаря», но цепко присматриваются друг к другу и оценивают перспективу сотрудничества.
Забавный случай из практики Ольги Черновой в Boxberry.
Однажды на собеседование пришел очень уверенный в себе парень и долго рассказывал, какой он прекрасный и безупречный, сколько у него машин, квартир и достижений, а в конце позвал меня на свидание. Работу этот соискатель, конечно, не получил.
Трогательный пример от Константина Митина — собеседовали девушку, задали стандартный вопрос: «Какие ваши слабые стороны?» Соискательница ответила: «Я не могу не влюбляться в мужчин-коллег»
На эту тему есть классная подборка смешных ответов на собеседованиях, но пора переходить к делу — рассказать о правильной тактике ответов. Так вот же она.
Идеальная стратегия
Припасите несколько историй в жанре «преодолел себя и обрел жизненный опыт». Как бы ни сформулировали вопрос про слабые стороны, ошибки и промахи, сможете подстроить заготовки под контекст. Проверенная схема для таких историй — методика STAR: ситуация (Situation), задача (Task), действие (Action) и результат (Result). Пусть работодатель увидит, что вы способны анализировать и обучаться.
Хороший пример:
«Я тяжело работаю в цейтноте и авральном режиме. Жесткие дедлайны и давление со стороны меня сильно тормозят, однажды просто впал в ступор и не мог довести задачу до конца. Осознал эту свою особенность и стал четко структурировать план работы, подружился с тайм-менеджментом, знаю свою предельную нагрузку в единицу времени».
Ольга Чернова продемонстрировала схему STAR на личном опыте:
Я интроверт, для рекрутера это недостаток — ведь приходится общаться с большим количеством людей. Но именно поэтому я всегда очень тщательно отбирала резюме и продумывала телефонные интервью — хотела отсеять лишних кандидатов еще на пороге. В итоге, когда была рекрутером, то проводила меньше всего собеседований, при этом у меня был самый большой процент закрытия вакансий.
Та же тактика работает, когда рассказываете об ошибках и провалах, — фокусируйтесь на опыте и саморазвитии. Обязательно найдите баланс между «все виноваты, а я в белом пальто» и «я никудышный, все испортил». Идеально — излагать факты без акцента на чью-либо вину. Психолог Алексей Сапкин предлагает разобрать пример:
Соискатель говорит: «Однажды мы с коллегой записали двух клиентов на одно и то же время, потому что программа висела. С тех пор во время сбоев мы в чате друг другу сообщаем о записях». Здесь я услышал и спокойное отношение к ошибке, и понимание, что нужно извлечь урок, и попытку системного решения, чтобы ситуация не повторялась в будущем. То есть, это сильно отличается от инфантильного подхода — у детей при столкновении с камнем всегда виноват камень.
Еще важный момент — эмоциональный фон при ответе. Он должен быть ровным, спокойным, без перекосов. Нанимающие менеджеры пристально оценивают реакцию, особенно для руководящих должностей.
Задаю вопрос про неудачные проекты всем кандидатам на управленческие позиции. Смотрю на реакцию. Соискатель пошел пятнами, заерзал на стуле, странно усмехается — для меня это сигнал о том, что человек тяжело переносит ошибки и будет непродуктивен в ситуациях стресса. Обратная сторона — если много улыбается, от души рассказывает про все свои неудачи. Первая мысль — а точно ли кандидат осознал ошибку и не допустит ее снова? С такими тоже прощаюсь, — делится Ольга Мещанинец, практикующий HR, карьерный консультант.
Подытожим
Не надо увиливать от вопросов о слабых сторонах — вас не провоцируют, не хотят поглумиться или расшатать самооценку.
Наниматель всего лишь хочет убедиться, что вы адекватный, объективный и обучаемый человек. Так докажите ему это, — советует Ришат Зараев, практикующий психотерапевт-консультант, более 15 лет руководящий коллективами от 30 до 200 человек.
Иван Кулаков, собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон», подготовил памятку для соискателей, где резюмировал все перечисленное в статье:
1. Будьте честными, ведь безупречных людей не бывает. Признайте свои слабости, но обязательно сбалансируйте рассказом о том, как их преодолеваете.
2. Укажите конкретные примеры, когда ваш недостаток или ошибка повлияли на работу, и как вы справились с ситуацией.
3. Подкрепляйте слова фактами — опишите, как именно работаете над собой. Упомяните курсы, тренинги, чтение книг или лайфхаки, которые используете для «прокачки».
4. Готовьтесь к собеседованию заранее. Обдумайте свои слабые стороны, вспомните провалы, ошибки — и упакуйте их по методике STAR.
5. Говорите спокойно, контролируйте эмоции. Покажите, что способны извлекать пользу из своих несовершенств, а проработанные ошибки воспринимаете как точки роста.
Как относитесь к вопросам о слабых сторонах на собеседовании? Ставьте реакцию под статьей — оценим картину вместе.
уровень эмоциональной зрелости — умеет ли принимать ответственность за неудачи
подход к решению проблемы — как справляется со слабостями, работает ли над ошибками
честность — юлит и отшучивается или отвечает по существу
"Цель собеседующего — понять, как соискатель воспринимает собственное несовершенство, как реагирует на внешние проблемы и препятствия. Это проверка на адекватность, гибкость, способность извлекать уроки из ошибок, — поясняет психолог Алексей Сапкин."
Как НЕ надо отвечать. Четыре худшие тактики с примерами
Сухая констатация факта. Однозначно не стоит просто называть недостаток: я всегда опаздываю, опаздывала и буду опаздывать, ничего не могу с собой поделать.
Рекрутеру не столь важно, какие именно у вас слабые стороны, интересует, как работаете над собой, — уверена Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry.
«Перевертыш». Иногда кандидаты хитрят и пытаются рассказать о своих достоинствах, но подают их как недостатки.
«Я не могу не думать о работе», «Не могу уйти домой, пока не закончу дела», «Для меня выполненное задание — это результат на пять с плюсом». Не надо подменять понятия и фальшивить, — советует Константин Митин, генеральный директор «Ларга Премиум Консалтинг».
Попытки разжалобить. Бывает, кандидат начинает плакаться в жилетку интервьюеру,
«Моя прошлая ошибка стоила мне работы, репутации, семьи» — этот ответ соискателя производит неприятное впечатление, — продолжает Константин Митин.
Отрицание недостатков.
Скверно, когда соискатель нахваливает себя, но не желает видеть слабых сторон. Во-первых, вряд ли такой человек способен к командной работе. Во-вторых, это про эмоциональную незрелость и/или сильно завышенную самооценку.
Осторожнее с откровениями.
Не забывайте, что собеседование — деловой разговор. Здесь не флиртуют, не устраивают клоунаду и не задают вопросы «от фонаря», но цепко присматриваются друг к другу и оценивают перспективу сотрудничества.
Забавный случай из практики Ольги Черновой в Boxberry.
Однажды на собеседование пришел очень уверенный в себе парень и долго рассказывал, какой он прекрасный и безупречный, сколько у него машин, квартир и достижений, а в конце позвал меня на свидание. Работу этот соискатель, конечно, не получил.
Трогательный пример от Константина Митина — собеседовали девушку, задали стандартный вопрос: «Какие ваши слабые стороны?» Соискательница ответила: «Я не могу не влюбляться в мужчин-коллег»
На эту тему есть классная подборка смешных ответов на собеседованиях, но пора переходить к делу — рассказать о правильной тактике ответов. Так вот же она.
Идеальная стратегия
Припасите несколько историй в жанре «преодолел себя и обрел жизненный опыт». Как бы ни сформулировали вопрос про слабые стороны, ошибки и промахи, сможете подстроить заготовки под контекст. Проверенная схема для таких историй — методика STAR: ситуация (Situation), задача (Task), действие (Action) и результат (Result). Пусть работодатель увидит, что вы способны анализировать и обучаться.
Хороший пример:
«Я тяжело работаю в цейтноте и авральном режиме. Жесткие дедлайны и давление со стороны меня сильно тормозят, однажды просто впал в ступор и не мог довести задачу до конца. Осознал эту свою особенность и стал четко структурировать план работы, подружился с тайм-менеджментом, знаю свою предельную нагрузку в единицу времени».
Ольга Чернова продемонстрировала схему STAR на личном опыте:
Я интроверт, для рекрутера это недостаток — ведь приходится общаться с большим количеством людей. Но именно поэтому я всегда очень тщательно отбирала резюме и продумывала телефонные интервью — хотела отсеять лишних кандидатов еще на пороге. В итоге, когда была рекрутером, то проводила меньше всего собеседований, при этом у меня был самый большой процент закрытия вакансий.
Та же тактика работает, когда рассказываете об ошибках и провалах, — фокусируйтесь на опыте и саморазвитии. Обязательно найдите баланс между «все виноваты, а я в белом пальто» и «я никудышный, все испортил». Идеально — излагать факты без акцента на чью-либо вину. Психолог Алексей Сапкин предлагает разобрать пример:
Соискатель говорит: «Однажды мы с коллегой записали двух клиентов на одно и то же время, потому что программа висела. С тех пор во время сбоев мы в чате друг другу сообщаем о записях». Здесь я услышал и спокойное отношение к ошибке, и понимание, что нужно извлечь урок, и попытку системного решения, чтобы ситуация не повторялась в будущем. То есть, это сильно отличается от инфантильного подхода — у детей при столкновении с камнем всегда виноват камень.
Еще важный момент — эмоциональный фон при ответе. Он должен быть ровным, спокойным, без перекосов. Нанимающие менеджеры пристально оценивают реакцию, особенно для руководящих должностей.
Задаю вопрос про неудачные проекты всем кандидатам на управленческие позиции. Смотрю на реакцию. Соискатель пошел пятнами, заерзал на стуле, странно усмехается — для меня это сигнал о том, что человек тяжело переносит ошибки и будет непродуктивен в ситуациях стресса. Обратная сторона — если много улыбается, от души рассказывает про все свои неудачи. Первая мысль — а точно ли кандидат осознал ошибку и не допустит ее снова? С такими тоже прощаюсь, — делится Ольга Мещанинец, практикующий HR, карьерный консультант.
Подытожим
Не надо увиливать от вопросов о слабых сторонах — вас не провоцируют, не хотят поглумиться или расшатать самооценку.
Наниматель всего лишь хочет убедиться, что вы адекватный, объективный и обучаемый человек. Так докажите ему это, — советует Ришат Зараев, практикующий психотерапевт-консультант, более 15 лет руководящий коллективами от 30 до 200 человек.
Иван Кулаков, собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон», подготовил памятку для соискателей, где резюмировал все перечисленное в статье:
1. Будьте честными, ведь безупречных людей не бывает. Признайте свои слабости, но обязательно сбалансируйте рассказом о том, как их преодолеваете.
2. Укажите конкретные примеры, когда ваш недостаток или ошибка повлияли на работу, и как вы справились с ситуацией.
3. Подкрепляйте слова фактами — опишите, как именно работаете над собой. Упомяните курсы, тренинги, чтение книг или лайфхаки, которые используете для «прокачки».
4. Готовьтесь к собеседованию заранее. Обдумайте свои слабые стороны, вспомните провалы, ошибки — и упакуйте их по методике STAR.
5. Говорите спокойно, контролируйте эмоции. Покажите, что способны извлекать пользу из своих несовершенств, а проработанные ошибки воспринимаете как точки роста.
Как относитесь к вопросам о слабых сторонах на собеседовании? Ставьте реакцию под статьей — оценим картину вместе.