Как подготовиться к собеседованию
Вам, вероятно, знакомо изречение Б. Франклина: «Провалив подготовку, готовьтесь к провалу». Оно на все сто применимо к собеседованиям, каждое из которых дает лишь один шанс получить желанную работу. Поэтому к встрече с нанимателем необходимо готовиться так, чтобы произвести на него наилучшее впечатление.
Вот 15 советов, которые помогут достичь положительного результата...
1. Узнайте как можно больше о компании
Интернет максимально упрощает эту задачу. Вот ресурсы, на которых можно почерпнуть информацию:
Корпоративный сайт компании, освещающий ее историю, достижения, бренды, новости;
профили в соцсетях, которые дают представление о культуре предприятия и его связях с общественностью;
Glassdoor - платформа с обзорами сотен компаний и отзывами сотрудников о своем опыте работы.
2. Изучите собственное резюме
Менеджер по найму может использовать ваше резюме как источник своих вопросов. Будьте готовы подтвердить или дополнить все, что изложили на бумаге. Распечатайте 5-6 копий вашего резюме, прочитайте его несколько раз, выучите на память, чтобы интервьюеру не пришлось напоминать вам о чем-либо из этого документа.
3. Упорно тренируйтесь
Вы точно не знаете, какие вопросы вам зададут на собеседовании. Но они довольно предсказуемы, так как часто повторяются.
Glassdoor на основе тысяч отзывов о собеседованиях составил топ-50 самых распространенных вопросов. Вот десять наиболее вероятных из них:
Запишите свои ответы и произнесите их вслух перед зеркалом. Затем попросите друга сыграть роль интервьюера. Чем комфортнее вам будет на таких тренингах, тем увереннее почувствуете себя на собеседовании.
4. Подготовьте собственные вопросы
Собеседование при приеме на работу - это улица с двусторонним движением. Соискателю всегда предоставляют возможность задать интервьюеру несколько вопросов.
Эта часть собеседования может сделать вас как победителем, так и лузером. Подумайте хорошенько, о чем спросить. Постарайтесь проявить интерес к должности и компании.
Вот вопросы, которые пойдут вам на пользу:
Вы знаете, где находится компания? Как туда лучше доехать - на машине или общественном транспорте? За неделю до собеседования постарайтесь добраться до офиса компании. Продумайте выходы из форс-мажорных ситуаций. В случае задержки, позвоните нанимателю и предупредите об опоздании. Так вы покажете, что цените чужое время.
6. Приготовьте необходимые вещи
Стряхните пыль с самого презентабельного своего портфеля и положите в него:
7. Спите спокойно
Нужно постараться сделать все возможное, чтобы хорошо выспаться - в идеале 8 часов. Вот что поможет расслабиться и быстро заснуть:
теплая ванна или душ;
отключение за час до сна телевизора, компьютера, смартфона: излучение их экранов снижает уровень мелатонина - гормона сна;
чтение печатной книги (по данным The Sleep Council, 39% людей, привыкших читать перед сном, очень крепко спят).
8. Позаботьтесь о своем внешнем виде
Стоит одеться в соответствии с дресс-кодом компании. Если вы отправляетесь в корпоративную среду, то подойдет традиционный деловой костюм серого / темно-синего / черного / белого цвета. Если компания более креативна, можно надеть что-то более повседневное. Убедитесь, что на вашей одежде нет складок, дыр, пятен, а на обуви - потертостей или повреждений.
Что делать во время собеседования
Итак, вы приехали заранее и уже готовы к встрече с нанимателем. Вот что вам нужно сделать, когда начнется собеседование.
9. Убедитесь, что вы в порядке
Согласно экспертам Forbes, то, как мы выглядим, напрямую связано с работой, которую мы получаем, и с тем, сколько нам платят. Ваш интервьюер, скорее всего, будет смотреть на вас оценивающе. Чтобы произвести на него нужное впечатление, проверьте, аккуратно ли уложены ваши волосы, чисты ли ногти, свежо ли дыхание (вот когда пригодятся мятные леденцы).
10. Следите за языком тела
Ваши жесты, мимика, поза так же важны, как и то, что вы говорите. Исследования показывают, что язык тела передает от 50% до 70% всей информации.
С первой секунды собеседования держитесь естественно и уверенно:
начните с улыбки и теплого приветствия, затем представьтесь и скажите менеджеру по найму, что вам приятно с ним познакомиться;
поддерживайте зрительный контакт в процесс общения, показывая свою заинтересованность и внимание;
сидите прямо, отведя назад плечи, - такая поза свидетельствует о дружелюбии и открытости;
не скрещивайте руки и ноги, чтобы не создавалось впечатление, что вы защищаетесь или зажаты.
11. Избегайте притворства
Лучший способ вести себя естественно - говорить правду. Связывайте свои ответы с реальными примерами, демонстрирующими ваши навыки и достижения. Если не можете ответить на вопрос, не бойтесь признаться в этом. Менеджер по найму оценит вашу честность.
12. Будьте лаконичны
Во время собеседования дорога каждая минута. Наниматель хочет узнать как можно больше о вас и ждет четких ответов, по существу.
Вот несколько лайфхаков, которые помогут быть лаконичным:
держите в голове ключевые моменты, которые хотите затронуть в разговоре;
прежде чем ответить, потратьте несколько секунд на обдумывание вопроса;
старайтесь уложиться в 2 минуты, отвечая на любой вопрос.
13. Не отзывайтесь плохо о бывшем работодателе
Собеседование - это проверка того, сможете ли вы вписаться в команду. Любая критика бывших сотрудников может породить у менеджера по найму ряд сомнений и опасений:
Что делать после собеседования
Вы успешно прошли испытание, но еще не знаете, получили ли работу. Вот что нужно делать дальше.
14. Проанализируйте собеседование
Запишите вопросы, которые вам задавали, вместе с вашими ответами. Определите свои промахи. Это послужит хорошим подспорьем при подготовке к следующему собеседованию.
15. Держите ситуацию под контролем
Свяжитесь с менеджером по найму по электронной почте как можно скорее, в идеале в тот же день. Коротко поблагодарите его за потраченное время и предоставленную вам возможность, а также объясните следующие моменты:
почему вы чувствуете, что подходите для этой компании;
как бы вам хотелось присоединиться к команде;
каким способом вы можете разрешить проблему, с которой борется компания.
Заключение
Сам факт того, что вы попали на собеседование, свидетельствует о ваших способностях и достижениях. У вас есть то, что ищет компания, иначе с вами не захотели бы встретиться. Осталось только освоить эти 15 навыков подготовки к собеседованию, и менеджеру по найму будет трудно вам отказать.
Интернет максимально упрощает эту задачу. Вот ресурсы, на которых можно почерпнуть информацию:
Корпоративный сайт компании, освещающий ее историю, достижения, бренды, новости;
профили в соцсетях, которые дают представление о культуре предприятия и его связях с общественностью;
Glassdoor - платформа с обзорами сотен компаний и отзывами сотрудников о своем опыте работы.
2. Изучите собственное резюме
Менеджер по найму может использовать ваше резюме как источник своих вопросов. Будьте готовы подтвердить или дополнить все, что изложили на бумаге. Распечатайте 5-6 копий вашего резюме, прочитайте его несколько раз, выучите на память, чтобы интервьюеру не пришлось напоминать вам о чем-либо из этого документа.
3. Упорно тренируйтесь
Вы точно не знаете, какие вопросы вам зададут на собеседовании. Но они довольно предсказуемы, так как часто повторяются.
Glassdoor на основе тысяч отзывов о собеседованиях составил топ-50 самых распространенных вопросов. Вот десять наиболее вероятных из них:
- Как бы вы себя охарактеризовали?
- Каковы ваши сильные стороны?
- Есть ли у вас слабости?
- Почему мы должны нанять вас?
- Каким вы видите себя через 5-10 лет?
- Почему вы заинтересованы в работе на нашем предприятии?
- Каковы ваши требования к зарплате?
- Что вас мотивирует?
- Что вы можете предложить нам такого, чего нельзя ожидать от других?
- Каким своим достижением вы больше всего гордитесь?
Запишите свои ответы и произнесите их вслух перед зеркалом. Затем попросите друга сыграть роль интервьюера. Чем комфортнее вам будет на таких тренингах, тем увереннее почувствуете себя на собеседовании.
4. Подготовьте собственные вопросы
Собеседование при приеме на работу - это улица с двусторонним движением. Соискателю всегда предоставляют возможность задать интервьюеру несколько вопросов.
Эта часть собеседования может сделать вас как победителем, так и лузером. Подумайте хорошенько, о чем спросить. Постарайтесь проявить интерес к должности и компании.
Вот вопросы, которые пойдут вам на пользу:
- Какие качества, по-вашему, необходимы для достижения успеха на этой должности?
- Какие виды профобучения предлагаются сотрудникам?
- Как вы оцениваете производительность компании?
- Есть ли возможность повышения по службе в будущем?
Вы знаете, где находится компания? Как туда лучше доехать - на машине или общественном транспорте? За неделю до собеседования постарайтесь добраться до офиса компании. Продумайте выходы из форс-мажорных ситуаций. В случае задержки, позвоните нанимателю и предупредите об опоздании. Так вы покажете, что цените чужое время.
6. Приготовьте необходимые вещи
Стряхните пыль с самого презентабельного своего портфеля и положите в него:
- 5-6 копий вашего резюме;
- ручку и блокнот для заметок;
- список вопросов, которые вы планируете задать интервьюеру;
- несколько мятных леденцов, которые обеспечат свежее дыхание.
7. Спите спокойно
Нужно постараться сделать все возможное, чтобы хорошо выспаться - в идеале 8 часов. Вот что поможет расслабиться и быстро заснуть:
теплая ванна или душ;
отключение за час до сна телевизора, компьютера, смартфона: излучение их экранов снижает уровень мелатонина - гормона сна;
чтение печатной книги (по данным The Sleep Council, 39% людей, привыкших читать перед сном, очень крепко спят).
8. Позаботьтесь о своем внешнем виде
Стоит одеться в соответствии с дресс-кодом компании. Если вы отправляетесь в корпоративную среду, то подойдет традиционный деловой костюм серого / темно-синего / черного / белого цвета. Если компания более креативна, можно надеть что-то более повседневное. Убедитесь, что на вашей одежде нет складок, дыр, пятен, а на обуви - потертостей или повреждений.
Что делать во время собеседования
Итак, вы приехали заранее и уже готовы к встрече с нанимателем. Вот что вам нужно сделать, когда начнется собеседование.
9. Убедитесь, что вы в порядке
Согласно экспертам Forbes, то, как мы выглядим, напрямую связано с работой, которую мы получаем, и с тем, сколько нам платят. Ваш интервьюер, скорее всего, будет смотреть на вас оценивающе. Чтобы произвести на него нужное впечатление, проверьте, аккуратно ли уложены ваши волосы, чисты ли ногти, свежо ли дыхание (вот когда пригодятся мятные леденцы).
10. Следите за языком тела
Ваши жесты, мимика, поза так же важны, как и то, что вы говорите. Исследования показывают, что язык тела передает от 50% до 70% всей информации.
С первой секунды собеседования держитесь естественно и уверенно:
начните с улыбки и теплого приветствия, затем представьтесь и скажите менеджеру по найму, что вам приятно с ним познакомиться;
поддерживайте зрительный контакт в процесс общения, показывая свою заинтересованность и внимание;
сидите прямо, отведя назад плечи, - такая поза свидетельствует о дружелюбии и открытости;
не скрещивайте руки и ноги, чтобы не создавалось впечатление, что вы защищаетесь или зажаты.
11. Избегайте притворства
Лучший способ вести себя естественно - говорить правду. Связывайте свои ответы с реальными примерами, демонстрирующими ваши навыки и достижения. Если не можете ответить на вопрос, не бойтесь признаться в этом. Менеджер по найму оценит вашу честность.
12. Будьте лаконичны
Во время собеседования дорога каждая минута. Наниматель хочет узнать как можно больше о вас и ждет четких ответов, по существу.
Вот несколько лайфхаков, которые помогут быть лаконичным:
держите в голове ключевые моменты, которые хотите затронуть в разговоре;
прежде чем ответить, потратьте несколько секунд на обдумывание вопроса;
старайтесь уложиться в 2 минуты, отвечая на любой вопрос.
13. Не отзывайтесь плохо о бывшем работодателе
Собеседование - это проверка того, сможете ли вы вписаться в команду. Любая критика бывших сотрудников может породить у менеджера по найму ряд сомнений и опасений:
- Можно ли вообще доверять этому человеку?
- Чего он ждет от будущего руководителя?
- Неужели он и обо мне сможет когда-нибудь отозваться плохо?
- Вы же не хотите, чтобы наниматель думал о вас такие вещи? Тогда, если разговор зайдет о прошлом месте работы, где вас обидели, представьте свой негативный опыт как вызов, с которым вы справились.
Что делать после собеседования
Вы успешно прошли испытание, но еще не знаете, получили ли работу. Вот что нужно делать дальше.
14. Проанализируйте собеседование
Запишите вопросы, которые вам задавали, вместе с вашими ответами. Определите свои промахи. Это послужит хорошим подспорьем при подготовке к следующему собеседованию.
15. Держите ситуацию под контролем
Свяжитесь с менеджером по найму по электронной почте как можно скорее, в идеале в тот же день. Коротко поблагодарите его за потраченное время и предоставленную вам возможность, а также объясните следующие моменты:
почему вы чувствуете, что подходите для этой компании;
как бы вам хотелось присоединиться к команде;
каким способом вы можете разрешить проблему, с которой борется компания.
Заключение
Сам факт того, что вы попали на собеседование, свидетельствует о ваших способностях и достижениях. У вас есть то, что ищет компания, иначе с вами не захотели бы встретиться. Осталось только освоить эти 15 навыков подготовки к собеседованию, и менеджеру по найму будет трудно вам отказать.