Так как продать ручку на собеседовании?
На собеседовании простыми вопросами все не заканчивается. Мы можем, желая устроиться на работу, подготовиться и придумать целую историю о том, кем видим себя через 5, 10, 50 лет. Но как продать ручку?
История возникновения способа
Доподлинно неизвестно, кто первый применил столь интересный метод проверки кандидатов на должность. Метод выбора самого достойного через ролевую игру появился уже давно. И продавать предлагалось каждому свое: пепельницу, ручку, книгу, товар и прочее. Впервые техника продажи ручки была показана в малоизвестном фильме "Agata Fors".
Но после выхода фильма «Волк с Уолл-стрит», где брокер Джордан Белфорд (Леонардо ДиКаприо) применял эту технику, чтобы отличить настоящих профессионалов от посредственных, именно ручка стала главным героем всех собеседований на должность агента по продажам.
Зачем это нужно
Все дело в том, что количество вопросов при приеме на работу может быть любым:
Кем вы видите себя через пять лет?
Какое у вас образование?
Где вы работали?
Почему ушли или были уволены?
Вы можете так просидеть с работодателем час и два, он узнает о вас все, даже имя вашей собаки, но поймет ли он, каковы вы в продажах на самом деле? Нет. А после того как вы продадите ручку — моментально. Ведь в этот момент вы покажете либо мастерство импровизации, либо слабую подачу.
Брайан Трейси — знаменитый коуч, автор книг по продажам и лидерству, даже выработал свою игровую технологию ведения собеседования. Он предлагает играть с кандидатами в игру «Данетки» — аналог игры «Прилепи на лоб» и «Кубики историй», которая раскрывает ваши способности к сторителлингу.
Суть в том, что во время игры оценивается не только ответ, но и реакция, доводы, стрессоустойчивость, что будет, если у вас не получится, и так далее. А это, согласитесь, гораздо важнее, чем то, где вы себя видите через пять лет.
Чего не стоит делать
Ручку можно продать самыми разными способами, но есть то, чего заведомо делать не стоит.
Отказываться от ответа
Какой бы долгой и убедительной ни была ваша речь, почему вы не хотите отвечать на этот глупый, заезженный, слишком простой, слишком сложный, неактуальный вопрос, отсутствие ответа — это провал. Он скажет о вас лишь то, что вы мастер отпрашиваться с работы.
Врать
Работайте с тем, что есть. Не стоит обычную шариковую ручку выдавать за уникальное перо. А цену за дорогостоящий экземпляр устанавливать копеечную. Компания с таким работником либо разорится, либо пойдет под суд.
Слишком глубоко копать
Не стоит чересчур сильно ставить на «проницательность» своей личности. Уточнять «А какие сегодня лунные сутки?», «Кто вы по знаку зодиака?», «Почему вы задали именно этот вопрос? У вас не хватило фантазии придумать другой?», «Я бы не стал продавать в таком виде, моя целевая аудитория явно лучше примет стиль casual» и прочее. Это утомляет, а ручку вы так и не продали.
Пытаться втюхать
Главная ошибка всех топ-менеджеров из фильма «Волк с Уолл-стрит» была в том, что они просто описывали шикарные свойства товара. Не важно, кто покупает, что ему нужно, а может, и не нужно совсем. Просто на ровном месте восхвалять покупку — минус вам как агенту по продажам.
Нервничать, оправдываться
Часто человек начинают нервничать, как только собеседование начинает принимать непредсказуемый оборот. В этом состоянии может произойти все, что угодно. На форумах часто обсуждают, как кандидат в стрессовой ситуации случайно сминал онемевшими пальцами важные документы, разливал кофе на себя или на директора, что-нибудь ломал и так далее.
Если при этом вы выдадите несколько натянутых оправданий, мол, я не ел, не спал, рыбы всегда немного нервные, и вообще Юпитер ретроградный — вероятно, вы можете забыть о должности. При этом вы можете быть прекрасным специалистом. Но что делать, если эмоции начинают туманить разум? Есть прекрасный метод рекламных агентов из колл-центров.
Если они чувствуют накал страстей, то на секунду отлучаются и включают спокойную музыку. Нет, не надо включать на телефоне вашу любимую композицию. Но стоит просто взять паузу. «Разрешите, я обдумаю ответ?» — и у вас в запасе десять глубоких вдохов и выдохов, а также та самая возможность подумать. Это не сделает из вас плохого работника. Наоборот, продемонстрирует вашу серьезность и вдумчивость.
Правильный ответ
Были бы мы полезным финансовым ресурсом, если бы не раскрыли карты? Конечно, у вопроса есть правильный ответ. И не один. Ему посвящено множество роликов и книг. Но мы сэкономим вам время и напишем коротко.
Узнайте, что нужно вашему покупателю
Как раз именно этот метод был описан в первом фильме, который показал прием с ручкой. Прежде, чем продавать, необходимо выяснить потребности покупателя.
Что ему вообще требуется?
• Как часто вы пользуетесь ручкой?
• Зачем обычно вам нужна ручка?
• Что вас не устраивало в тех ручках, которые у вас были?
• Что для вас самое главное в ручках?
Затем вы в своем рекламном сообщении повторяете все те самые слова, которые вам только что сказал собеседник. За исключением недостатков, которых у этой ручки, разумеется, нет. Таким образом, вы только что провели анализ аудитории и продаете продукт, соответствующий ее потребностям.
Если вас спрашивают, зачем нужна еще одна ручка, если первая во всем устраивает, то скажите, что одна может находиться в кабинете, а другая — будет в кармане. Ведь так часто мы шарим в поисках дополнительной ручки.
Создайте спрос
Но все же самый сильный способ продажи — это создание потребности. Когда человек просто не может без товара. И у него нет другого выхода, как купить его у вас. Поэтому в фильме «Волк с Уолл-стрит» была показана самая короткая продажа ручки.
Если у вас ручка оказалась в руках, попросите человека что-нибудь написать. Нет ручки? Что ж, ему придется ее у вас купить. Но если у человека еще много ручек на столе, то способ может дать сбой.
Креативный ответ
Правильные ответы знают многие. Но как насчет обескуражить своего работодателя?
500 за 100
Один кандидат так хотел продать ручку, что раскрутил ее и положил туда 500 рублей. «Купите у меня ручку за 100 рублей. Мне очень нужна эта работа», — сказал он. Продажа так себе, но смекалка засчитана.
Ушел
Один мужчина взял ручку и ушел. Когда ему позвонили, чтобы тот вернул имущество, он сказал: «Купите ее у меня, и давайте обговорим условия работы, раз уж вы мне позвонили».
Забрать
Если работодатель отказался покупать ручку, несмотря на все ваши усилия, — не отдавайте ему ручку. Хочет забрать? Пусть покупает.
Сколько стоит?
Если вы не знаете, что сказать, то спросите работодателя: «Почем бы вы смогли продать эту ручку? Я предлагаю ее за полцены, а вы со своим профессионализмом сможете продать ее дороже, а прибыль оставить себе".
Динамичный ответ
Иногда надо делать все быстро и неожиданно. «За сколько бы вы купили эту ручку?». «За 10 рублей». «Отлично! Забирайте». Или перезадайте вопрос: «Вы хотите, что бы я продал вам эту ручку?». «Да». «Хорошо! 10 рублей. Как будете расплачиваться?»